Краткая технология трафаретной печати
Типовой процесс трафаретной печати.
Натяжка сетки.
Если рама новая, то она зашкуривается до чистого металла, если на нее уже была нанесена сетка, то сетка аккуратно отрывается, оставляя клеевой слой на металле. В любом случае после этих операций рабочая сторона матрицы протирается растворителем 646. Запрещается после этого касаться ее руками.
Полотно сетки отрезается по размеру +10см по ширине и длине от наружного габарита рамы.
На ровную поверхность устанавливаются натяжные блоки и на них на регулировочные болты кладется рама рабочей стороной вверх. Натяжные блоки должны быть распределены таким образом, чтобы расстояние между ближайшими блоками было не более 4 см, а от края сетки не более 8 см до ближайшего блока. Желательно отключить неиспользуемые блоки от пневмосети. Все блоки сдвигаются в переднее положение.
Полотно сетки укладывается на раму и зажимается в натяжные блоки. Необходимо тщательно расправлять сетку, чтобы до включения давления на полотне не было ни малейших складок.
Включается давление. Медленно давление доводится до 4 атмосфер (бар). После установки давления необходимо пошевелить каждый натяжной блок, чтобы он принял свое устойчивое положение и не двигался в дальнейшем. Необходимо сетке дать выдержку 15-30 минут чтобы она расправилась и не ползла дальше.
Внутреннюю часть матрицы, соседствующую с рамой, необходимо заклеить полоской скотча, чтобы клей не попал на рабочую поверхность матрицы.
При использовании рам без уклона на клеевой поверхности внутреннюю часть матрицы закрыть бумагой или пленкой и на нее установить груз 10-20 килограммов, распределив его равномерно на расстоянии 10-15 см от края рамы. Это необходимо сделать, чтобы плотно прижать сетку к раме.
Проверить плотность прилегания сетки к раме по периметру рамы и по ширине клеевой поверхности. При неплотном прилегании добавить в это место груз.
Подготовка клея. Клей готовится из расчета 10 граммов на матрицу 850*650. В одноразовый стаканчик наливается указанное количество клея и 1/10 от этой массы растворителя. Клей необходимо тщательно перемешивать в течении 3х минут, собирая неперемешанные части с углов стакана.
Клей наливается небольшими каплями на раму и быстро вмазывается жестким резиновым шпателем или куском ракельной резины. Перед использованием этот инструмент должен быть тщательно очищен от остатков клея, так как старый засохший клей может разрезать натянутое полотно. Живучесть клея – 5..6 минут, поэтому операцию желательно производить вдвоем: один распределяет клей и следит за качеством, второй размазывает. Внимательно смотреть, чтобы под сеткой не оставались светлые пятна – это пузыри. В этом месте сетка может оторваться. Особенно внимательно клеить на углах, так как они, как правило, натягиваются хуже.
Приклеенная матрица должна минимум 1-2 часа находиться под давлением натяжных блоков, потом можно давление медленно стравить, открыть зажимы и вынуть матрицу. После этого резаком срезать края сетки и снять скотч. Использовать матрицу можно только на следующий день, иначе возможно отслаивание клея.
Придание сетке шероховатости производится один раз на новой сетке и служит для более прочного удержания фотослоя на сетке. Матрицу установить в мойку, щеткой нанести на нее щелочную абразивную пасту (Prep) и энергично втирать по всей печатной поверхности в течении 15 минут. Пасту смыть водой, матрицу высушить. Использовать очки! Едкая паста летит от струи в разные стороны.
Матрица готова к использованию.
Нанесение фотослоя.
Подготовка фотоэмульсии. В маленькую бутылочку Dirasol-915 доливается чистая вода почти до верха и тщательно перемешивается в течение 5 минут встряхиванием до полного растворения осадка, выдерживается 15 минут, снова взбалтывается и выливается большую пластмассовую банку Dirasol-915. Содержимое перемешивается в течении 10 минут бытовым миксером со стальными лопастями или дрелью. После этого банка закрывается для продолжения реакции и удаления пузырей. Использовать эмульсию можно только на следующий день. Живучесть эмульсии – не более 1 месяца. После этого она густеет и становится неспособной к нанесению.
Установить матрицу на пол под небольшим углом к стене. Можно снизу положить упор 150-200мм, чтобы сетка не уезжала назад. Налить в желоб 100-150 гр фотоэмульсии, равномерно распределив ее по длине. Дать эмульсии отстоятся пару минут, чтобы вышли пузыри. Прислонить желоб к нижней части сетки, на расстоянии 3-5см от нижней трубы, наклонить его до контакта с пластмассовыми направляющими, дать время эмульсии стечь вперед, и быстро, равномерно без рывков и остановок протащить желоб вверх почти до верхней трубы. Наклонить желоб назад и дать эмульсии стечь обратно в желоб. Повернуть сетку обратной стороной. Повторить эту операцию. Повернуть сетку обратной стороной. Теперь снова протащить желоб вверх по сетке, но наклоняя его не вверх, а наоборот вниз, чтобы собрать излишки эмульсии с сетки. Повторить сборку излишков с другой стороны. Теперь напросвет сетка не должна иметь ни светлых ни темных пятен, должна быть равномерная однотонная окраска в области печати. Края могут иметь дефекты и кляксы, это нормально. Если область печати содержит большое количество пузырей или темные пятна необходимо сразу повторить нанесение слоя и его сборку, чтобы добиться качества. При плохом нанесении фотослоя возможны дефекты на печати тиража. После нанесения всех подготовленных матриц фотоэмульсия из желоба сливается обратно в банку для дальнейшего использования. Желоб промывается водой. Фотоэмульсия даже в жидком состоянии должна минимальное время находиться под светом. За час под лампами дневного света она может загустеть и образуются комки и сгустки. Все работы желательно производить при красном свете или под лампами накаливания 40 вт. Матрица сушится в темном помещении под тепловентилятором. Ориентировочно 30-60минут.
Засветка.
Для получения изображения на матрице на нижнюю сторону наклеивается фотошаблон. При использовании типографских пленок фотослой пленки должен быть обращен к фотослою на матрице. Шаблон накладывается на середину матрицы и закрепляется прозрачным скотчем. После этого матрица переворачивается и устанавливается нижней стороной с шаблоном на стекло засветки. На верхнюю часть сетки кладется черная ткань или бумага, чтобы убрать отраженный свет. Затем толстый поролон, который должен быть не меньше чем изображение на шаблоне и закрывается крышка засветки. Время засветки определяется опытным путем в зависимости от номера сетки, ее цвета и тиража. Более тонкие сетки можно светить меньше (150 меньше чем 77 например) Ориентировочное время для плашек 5-7 мин., для мелкого растра это время возможно будет меньше, надо подбирать. После засветки матрица промывается водой под давлением. Промывать надо с большого расстояния, чтобы не пробить засвеченный фотослой. С расстояния 10-15 см мойка легко пробивает даже качественно засвеченную фотоэмульсию. После засветки матрица сушится под тепловентилятором 20-40 мин. Засвеченная фотоэмульсия стойка ко всем видам растворителей.
Ретуширование.
Для того, чтобы краска не протекала вниз за границы засвеченного изображения, края сетки и все микродырки ретушируются с помощью специального состава. Ретушь водорастворима и при необходимости может быть легко смыта мокрой тряпкой. Ретушь так же используется, чтобы не печатать часть изображения, которое можно замазать. Если в процессе печати от попадания пыли образовались микродырки в эмульсии их так же можно заретушировать или заклеить скотчем. Ретушированная сетка сушится 30 мин.
Печать.
Подготовленная для печати краска наливается валиком на переднюю часть изображения. Нажать на кнопку «Карета назад» и скребком распределить краску по матрице. Для первого проката необходимо положить лист бракованной бумаги, с кнопки «Карета вперед» подвинуть каретку на 10 см вперед, чтобы ракель опустился на смоченное краской место, или вручную макнуть ракель в краску. Делается первый прокат и первый лист выбрасывается. Укладывается второй пробный лист, лучше тоже плохой бумаги, так как он может оказаться плохой. Производится прокат. Если качество удовлетворительное – можно начинать печатать тираж. Если есть дефекты – кляксы и непропечатка – их надо устранить, тщательно вымыв матрицу снизу. Перед мытьем матрицы краску необходимо скатить вперед, запустив цикл и повторно нажав на педаль, когда ракель приедет в переднее положение. Сетка остается сухая. Намочить тряпку растворителем и протирать сетку до тех пор, пока не отмоется вся грязь снизу и пока на прозрачной части сетки не уйдут все загрязнения. После мытья запускается каретка назад и делается 1-2 проката на плохой бумаге. Первые 1-2 проката будут обязательно бракованные, так как на сетке остаются следы растворителя. Когда пошло нормальное качество – запускаем хорошие изделия.
После печати всего тиража с сетки собираются все остатки краски, с помощью скребков и после этого в мойке сетка тщательно отмывается растворителем с 2х сторон. Особенно надо тщательно отмывать незакрытую фотоэмульсией сетку, так как некоторые краски (например, УФ) после полимеризации не растворяются никакими видами растворителей. Плохо отмытая сетка может быть испорчена. Работать с растворителем надо используя резиновые перчатки и, желательно, угольный респиратор.
Смывка.
Если изображение на сетке не предполагается использовать дальше или на нем появились серьезные дефекты то его надо смыть. Для этого используется специальный реактив (смывка) который перед использованием разводится водой в пропорции, указанной на банке. Сухая, отмытая растворителем от остатков краски, сетка намачивается смывкой с 2х сторон и щеткой отмывается. Через 5 минут сетку промыть водой под давлением. Мыть можно с близкого расстояния (15см).
Удаление теневых изображений.
Как правило, растворителем невозможно смыть 100% краски, часть ее остается между волокон сетки. Для ее удаления используется «Screen cleaner». Он равномерно намазывается щеткой на сухую, отмытую от фотослоя, сетку. После этого надо выдержать 15 мин (в особо грязных случаях 1 час). После этого паста смывается щеткой, смоченной растворителем (K3 например) и затем водой под давлением с близкого расстояния. Обязательно использовать очки, так как мойка разбрасывает едкую пасту с растворителем на большое расстояние.
Обезжиривание.
Сразу после последней операции, без сушки сетка промывается шампунем (щеткой), который предварительно разводится с водой в указанной на нем пропорции. После этого сетка сушится и она готова для нового нанесения слоя.
Возможные дефекты на печати и способы их устранения.
1. Светлые пятна и точки на изображении. Чаще всего подсохшая местами краска на сетке. Необходимо отмыть сетку снизу, собрать краску в одну кучу и перемешать. Сделать 2 пробных проката. Проверить наличие загрязнений (волокна, комки) в краске и на сетке снизу.
2. Темные точки на изображении. Чаще всего – поврежденное полотно сетки, микродырки в сетке из-за твердых частиц грязи или металла. Не лечится. Возможно только заранее, при засветке размещать фотошаблон так, чтобы дырки не попали на изображение и потом заклеивать их скотчем.
3. Непропечатка части изображения. Чаще всего недостаточное усилие ракеля. Неправильная установка резинки в ракель. Проверить усилие на ракеле – оптимально 2-3 бар на ракель. Проверить параллельность резины столу, отпустив зажимные винты, прижав резинку к столу и в этом положении ее затянуть. Попробовать резину разной жесткости.
4. Непропечатка изображения по краям. Возможно если очень большой зазор между матрицей и столом и резина прогибается от натяжения сетки. Уменьшить зазор от сетки до стола. Взять раму большего размера.
5. Следы краски там где ее не должно быть. Грязь снизу. Отмыть матрицу снизу, сделать 2 пробных проката на бракованной бумаге.
6. Пятна на изображении. Бывают при печати густыми красками. В норме матрица сразу должна подниматься после того как ракель проехал по ней. При печати густыми красками бывает сетка прилипает к изделию и отлипает волной через несколько десятых долей секунды. При этом надо уменьшить скорость движения каретки, увеличить зазор до стола. Возможно использовать матрицы, натянутые с большим усилием.
7. Продольные параллельные полосы на изображении. Это изношенная кромка ракельной резины. Повернуть резину на другую сторону. Заменить резину на новую.
8. Более темные или светлые участки изображении в начале или конце хода каретки. Недостаточный ход каретки. Взять более большую матрицу. Нормально если каретка уходит на 5см дальше изображения с каждой стороны. Ракель должен быть минимум на 2 см с каждой стороны шире изображения.
9. Изделие при печати приподнимается над столом и размазывается краска. Происходит при недостаточном вакууме в столе. Необходимо заклеить бумагой все неиспользуемые отверстия в столе, поставить пылесос на максимальное всасывание. Постараться использовать заготовки большего размера, чтобы отдалить поле печати от края листа, так как задирается обычно край листа.
Рекомендации по сеткам.
Сетка считается по количество ниток на 1 см. То есть сетка 77 – это 77ниток на см, или размер ячейки 0.13мм. Сетка 150 намного тоньше, у нее размер ячейки 0.066мм. Более тонкие сетки более экономичные, так как через них проходит меньшее количество краски. Печатать УФ красками можно только на очень тонких сетках, от 140 до 180 ниток на см. Ультрафиолетовое излучение не может пробить толстый слой краски насквозь, и, соответственно, отвердеть слой краски такой, как получается на 77 сетке. Однако более тонкий слой краски дает более светлый оттенок, поэтому если не удается получить насыщенный оттенок, то необходимо переходить на сетки меньшего номера (77, 100) и печатать обычными самосохнущими красками.
Рекомендации по краскам.
УФ краски нормально сохнут на скоростях сушилки от 30 до 70, в зависимости от толщины слоя и цвета краски (темные должны сохнуть медленнее). При этом после остывания образца его уже можно складывать в пачку, а на следующий день он готов к наклейке и всем механическим испытаниям. Обычная 2-х компонентная краска при обычных условиях сохнет 24 часа, пока не перестанет линуть, и еще через день–два готова к использованию. Первый день она должна лежать на сушилке в 1 слой, на следующий день ее можно собрать в пачку. Процесс можно ускорить пропустив эту краску через сушилку на малой скорости (15-25), при этом она нагревается и процесс засыхания значительно ускоряется. Через 1-2 часа краска полностью перестает липнуть и на следующий день ее можно клеить. Надо быть осторожным на малых скоростях, так как мощность сушилки велика и пленка может деформироваться от нагрева.